Please reload

Недавние посты

Революция на рынке детской недвижимости: дом растет вместе с ребенком! Программа РАСТЕМ ВМЕСТЕ

July 23, 2017

1/4
Please reload

Избранные посты

Мама, я «в домике»! или психологическое значение «особого пространства» для детей

December 12, 2016

 

Помните, как в детстве устраивали себе дом под столом или в шкафу, чтобы там затеять игру? А о своем «домике у моря» или «у озера» в будущем мечтали? Или, может, уже живете в таком? В каком месте вы чувствуете себя в большей безопасности? Где «ваша крепость»?

Ответы на эти вопросы помогают заметить, какое значение дом и его символический образ занимают в нашей жизни. Почти все, что для нас важно, происходит в доме или связано с ним. Даже любители далеких путешествий знают про сладость возвращения.  Страшно оказаться бездомным, потерять свой дом. Хочется везде чувствовать себя «как дома». Учитывая масштабность понятия «дом», стоит описать его символическое значение и влияние на психологию человека.

 

         Образ дома объединяет в себе жизненно важные смыслы. И все они эмоционально заряжены. Это и собственное тело как «дом для души»,  и конкретное место жительства, адрес, точка отсчета в социальном пространстве. Дом - наше убежище и защита, символ семьи, тепла и уюта. Он воплощает место в жизни, обитель, личное пространство, интимную территорию, куда можно пригласить близких людей. В культуре символ дома связан с родом, храмом, отечеством. То, что происходит в доме, психологически воспринимается как происходящее «внутри нас самих». Это символ порядка, основа мироустройства, модель вселенной (небо-крыша, земля-основа). В целом, домашняя территория ассоциируется с женским началом, «материнским лоном». Дом разделяет для нас внутренне и внешнее,  а порог и дверь обозначают символические границы перехода между этими мирами.

  

        Вот краткий список тем и областей нашей жизни, на которые непосредственно влияют наши отношения с архетипом Дома:

  •  отношение с собой, переживание       индивидуальности, достоинства и значимости

  • ощущение своего места в жизни и права его занимать

  • чувство безопасности, защищенности, устойчивости

  • осознание личных  и территориальных границ

  • возможность впитывать тепло, уют и контакт с «материнской энергией»

  • опыт «приватности», владения интимным и тайным, куда нет доступа посторонним людям – тайное убежище

  • как быть частью семейной системы, навык принадлежать к большему, оставаясь собой, понимание соотношения своего и общего (мое внутри другого)

  • построение отношений с другими, умение «впускать» к себе близких и сохранять дистанцию с чужими людьми, «встречать на пороге»

 

       Посмотрим, как эти темы последовательно раскрываются в психическом развитии ребенка. Здесь не обойтись без ссылок на замечательную работу Марии Владимировны Осориной «Секретный мир детей в пространстве взрослых», вышедшую в издательстве «Питер» в 2011 году.

 

       Появившись из мамы в этом большом и непредсказуемом мире, малыш продолжает нуждаться в теплом,  наполненном любовью и защищенном пространстве. В первый год жизни эту потребность продолжает обеспечивать мама, убаюкивая младенца на руках, укрывая его и  прижимая к себе. Важнейшая психологическая функция родителя в это время – быть надежным «контейнером», домом для  ребенка.

 

       Постепенно малыш пробует самостоятельно обеспечить себя безопасным пространством. «Первыми попытками ребенка самостоятельно материализовать идею интимного пространства, где пребывает его "Я", наверное, надо считать норы или пещерки под одеялом, которые устраивает себе малыш в собственной кровати".

 

       То, что  у ребенка есть дом и своя территория в этом доме, дает ему право чувствовать себя важным, присутствующим. «Для ребенка "быть существующим" - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования». Часто удивленные родители находят следы активной «жизнедеятельности» малыша по всей квартире,  особенно в местах, важных для остальных членов семьи: посредине кухни, на родительской кровати и т.п. Это не захват территории,  а утверждение присутствия в этом мире «смотрите,  я  есть!».  

 

«Для младшего дошкольника если место есть (специально оставлено, как-то обозначено), а предмет временно отсутствует, он все-таки существует. Если же это место занято кем-то другим, то этот другой начинает существовать в-место отсутствующего, замещая его и, таким образом, вытесняя его из жизни, лишая возможности быть. Поэтому забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребенка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место, - это есть попытка обеспечить свое существование, утвердить факт своего присутствия в текущей жизни».

 

         Примерно к трехлетнему возрасту, ребенок осваивает понятие территориальных границ. Именно  в этот период игра в домики становится необходимой формой обучения и развития. Дом,  как четко ограниченное «свое место», помогает сформировать ощущение отдельности, самостоятельности, пережить первую сепарацию. «Появятся недолговечные домики, создаваемые на время игры из стульев, накрытых одеялом, куда можно залезть вместе с игрушками.

 

        В пространстве квартиры ребенок обнаружит удобные укромные места, где можно посидеть в одиночестве, спрятавшись от всех. В зависимости от особенностей характера ребенка и обстоятельств его жизни такие места могут быть для него очень важны». Не стоит родителям обижаться, если дети не включают никого в игру и  агрессивно реагируют на попытки взрослых «заглянуть в гости». Это важный опыт сохранения себя, он станет основанием для формирования достоинства и самоценности в дальнейшей жизни. К слову, если в этом возрасте ребенок сумел получить достаточно позитивного опыта отстаивания «своей территории», подростковый кризис пройдет значительно мягче, а значит, вы не встретитесь с замком или табличкой «не влезай, убью» на двери в комнату уже взрослых детей.

 

        Вместе с подрастающим ребенком эволюционирует и образ дома, он остается фаворитом детских игр, помогая ребенку справляться с психологическими трудностями, осваиваться во взрослом мире и преодолевать кризисы взросления.  «Затем будут игральные домики на даче с полным кукольным хозяйством, расположенные рядом с жилым домом, и, наконец/штабы", для которых нужна компания и подбираются совсем другие места расположения…А еще позже, в подростковом возрасте, ребенок начинает утверждать свое право на личное пространство уже прямо внутри мира взрослых - "мой угол", "моя комната" - и оберегать их границы от вторжений. С этого начнется новая эпоха "встраивания" своего "Я" в уже обжитое другими людьми пространство окружающего мира и поиск собственной экологической ниши: выбор места жительства, оформление жилища в соответствии со вкусами, особенностями и привычками хозяина, приобретение и освоение недвижимости - и так до конца жизни, когда человек озаботится уже тем, где ему хочется быть похороненным. И всякий раз его выбор будет тесно связан с жизнью его личности, которая всегда найдет способ запечатлеть себя в месте своего пребывания».  

 

       Так символ дома как «своего места в мире» становится неотъемлемой частью  психической и социальной жизни каждого человека.  С самого раннего детства,  ребенок нуждается в своей территории, испытывает потребность не только в символическом, игровом пространстве для себя, но и в материальном выражении «собственности»: кроватке, комнате, игрушках, личной посуде для еды и своем стульчике.   Вспомните сказку «Три медведя», которая так нравится всем детям. Родителям важно идти навстречу потребностям ребенка, помогать ему осваивать пространство и чувствовать себя  настоящим «домохозяином».

 

        Так какие практические последствия для психического развития ребенка несет организация детского игрового дома внутри дома общего?

  •  У ребенка появляется «ресурсное место», он будет спокойнее, если вас нет на месте рядом с ним, здесь он может восстановить силы, ему уютно и хорошо в своем «гнезде»

  • Наличие безопасного пространства, его постоянство, влияет на уверенность и способность справляться с психологическими трудностями. Малыш знает, куда бежать, спасаясь от страхов.  Здесь он прячется, когда необходимо уединение.    И  успокаивается, если обижен.

  • Появляется особое место для игр, где можно все сделать по-своему, реализовать любые фантазии и сказочные сценарии. С одной стороны, это стимулирует развитие образного мышления и творчества у детей, а с другой,  игровое пространство перемещается из небезопасных и непредсказуемых мест в одно конкретное, что облегчает жизнь всем членам семьи.

  • Ребенок вовремя и на практике осваивает понятие границ, своего и чужого. В нашей культуре, где людям сложно чувствовать что-либо «собственным», с детства приобщаться к «хозяйскому» отношению к предметам и пространству – это важный развивающий опыт.

  • Приобретение «тайного убежища», где можно самому устанавливать правила, принадлежать только себе, чувствовать себя свободно, укрепляет идентичность, самость. Это фундамент переживания своей ценности, равной важности с другими людьми. Такой ребенок растет уверенным в себе,  учится отстаивать свое достоинство и уважать других людей

  • Ну и самое главное: детям действительно нравится жить в своем домике!

 

Автор:  Юлия Зотова, психолог, доктор педагогических наук, создатель Московской психологической лаборатории 12. www.mpl12.ru

Эксклюзивно для Проекта DOODYWOODYDOM.                             

 

 

 

Please reload

Please reload

Поиск по тегам